Friday, October 7, 2011

Работа не волк

Знаете, с чего начинается бизнес? Исключительно с идеи. А развивается единственно благодаря людям, работающим в команде. Но где найти умного и работящего сотрудника, которому сказал, и он, как в рекламе, «все правильно сделал!» Хорошо, если в компании работает смышленый обученный кадровик, назовем его «точкой входа» в компанию для талантов. А если нет? Тогда таланты на улице, а бизнесмены в поиске и с меньшим доходом.

Редакционное задание позволило мне с головой окунуться в сладостное познание нового. Я изучила множество сайтов (боже! чем только люди не зарабатывают!), познакомилась с представителями десятка компаний (сколько хороших людей есть в нашей стране!), изучила разные (как зима и лето в средней полосе России) техники набора персонала. А сколько великих открытий я сделала!

Первое и самое очевидное из этих открытий объяснило, что у каждой компании, как у человека, свой стиль поведения, свои привычки, свои методы достижения целей и свои секреты. Главное при наблюдении – не упустить детали. Тогда можно понять получится ли дружба.

В издательстве журнала «ТТ» главный редактор «задержалась» примерно на два часа. Звонок с предупреждением застал меня на пороге редакции. Пришлось ждать. Я побродила по старой Москве, попила кофе, заодно продумала линию поведения. В офисе меня встретила помощница, по совместительству пиарщица, Вероника. Предложила чай, провела экскурсию по офису. На мои вопросы отвечала холодно, а потом и вовсе остановила поток таким, знаете, дирижерским жестом «снять фермату» называется. Пришлось замолчать в длинную паузу и листать журналы в ожидании начальства.


Главред оказалась женщиной молодой и суетливой. Быстренько кинула каждому сотруднику пару слов, извинилась передо мной за опоздание: «Хотела перенести собеседование, но вы же настроились, да?» и перешла к диалогу. В основном в одну сторону, в мою. Спросит, глянет, и, не дослушав, дает мгновенную оценку сказанному. Потом поучает, поучает, поучает, тут же, как пример, рассказывая истории своих неоднозначных триумфов. При этом рассказчик она эмоциональный, изображает каждого героя в лицах и непременно гнусавит, когда передает прямую речь… Вероятно кому-то это нравится, раз практикуется… Ушла я из редакции журнала по искусству с твердым решением никогда в то место больше не гулять.

В компании «A..M» комфорт ощущался не только из-за игриво оформленного офиса. Сотрудники были заняты своими трудами – переговорами, монтажом роликов, какими-то подсчетами. И эта здоровая рабочая обстановка вкупе с улыбками сотрудников давала ощущение стабильности. Управляющий партнер компании Катерина слушала меня внимательно, сверкала голубыми глазами, и вдруг спросила, чем я увлекаюсь, что делаю в свободное от работы время, какие книги читаю… Что-то я отвыкла, чтобы на работе интересовались моими увлечениями. «У нас очень необычная корпоративная культура, – сказала она, – мы заботимся о том, чтобы работать было комфортно. Тогда можно справедливо требовать результат», – сказала она. Согласна с тобой, Катя. Но редко где действительно это делают.

Как меня учили в школе: привычки человека формируют его характер, а характер судьбу. Так вот я поняла (и это второе великое открытие), что это же самое вполне себе применимо к компании, как к единому организму. Если главный редактор девушка несобранная, то и компания такая же: состав редакции меняется часто, журнал выходит нерегулярно, несмотря на наличие богатого инвестора, цели довольно размытые, известности и вовсе нет. Компания «A..M» с внимательным руководителем существует год, шуршит по торговым центрам, выставкам и форумам, ходит в походы, учится и не наказывает инициативу. И я верю, что они будут шуршать дальше все успешнее и успешнее с такой кадровой политикой.

В одной компании я заполняла тест в 200 вопросов. Другая компания считала мой характер и рабочий потенциал по дате рождения. Некоторые компании, как оказалось, принимают на работу всех подряд: кто приживется. Иногда принимают (или не принимают) по национальному, религиозному признаку, пробуют брать родственников, знакомых, смотреть рекомендации… Вообще подбор персонала – один из самых важных процессов производственной цепочки. Все производство строится человеком, и ломается, кстати, тоже. Вот владельцы и придумывают разнообразные испытания для потенциальных сотрудников с одной единственной целью найти того самого продуктивного и этичного.

На десерт цитата из большой статьи о работе эйчаров. Если честно - утешилась содержанием.

«Вы, конечно же, помните известного американского трудоголика-изобретателя Томаса Эдисона (1073 патента - лампочки, телеграфы и пр.), а также бескомпромиссного инженера-промышленника Генри Форда (первое в мире конвейерное производство автомобилей). Каждый управленец извлек бы огромную прибыль, если бы на достижение целей его компании работали люди с таким потенциалом, верно? Но обратите внимание, какой ошеломляющий эксперимент провели коллеги из США. Они отправили резюме, составленные для Форда и Эдисона, как будто им по 24 года, в отделы персонала многих американских компаний. Это невероятно, но в итоге - ни одного приглашения на работу!!!» Если сотрудники отдела кадров не в состоянии гениев увидеть, то система подбора персонала нуждается в кардинальной перестройке, не правда ли?

В субботу 8 октября в Петербурге пройдет презентация книжки Сергея Игоревича Иваненко «Саентология и бизнес». Речь в этой книжке идет о технологии управления, разработанной гуманистом, философом Л.Роном Хаббардом, с помощью которой предприниматели поднимают свои компании на какой-то необычайно высокий уровень. Технология управления Хаббарда – одна из систем менеджмента, широко практикуемая в построении малого и среднего бизнеса. Вопросы подбора персонала в этой системе удивительно точные. А бизнес-процессы просты и действенны, как все гениальное. Встреча с автором пройдет в Петербурге, в книжном магазине «Буквоед» на Невском, 46, в 14.00. Петербуржцы имеют фору. Культурная же столица. Хоть и не сильно деловая.

No comments: